- Главная
- Каталог
- Доставка и оплата
- Цены опт
- Компания
- Контакты
Содержание:
2. Изобретение шлангового хомута
Шланг появился гораздо раньше, чем был изобретен хомут для него. В Оксфордском словаре английского языка шланг описывается следующим образом: «Длинный полый цилиндр, сделанный из металла, пластика, стекла или других материалов. Применяется для хранения и транспортировки различных веществ, в основном жидкостей и газов».
Шланг – давнее изобретение. Первое известное упоминание гибких труб датируется примерно в 500 г. до н.э. Оно встречается у древнегреческого историка Геродота.
В книге третьей своей «Истории» древний ученый упоминает о предании, согласно которому арабский царь приказал отвести воду из реки Корис в пустыню. Приказ был выполнен с помощью рукавов, которые были сшиты из сыромятных бычьих шкур. Как утверждало предание, вода подавалась на огромное расстояние – 12 дней пути. Жидкость сливалась в выкопанный в пустыне водоем, причем их было целых три, каждых из которых питал отдельный рукав.
Видимо, речь шла о самом древнем трубопроводе. Известно, что аналогичные трубы-шланги из шкур использовались с 200 г. до н.э. в столице Византии – городе Константинополь. Ныне он носит название Стамбул. Гибкие трубопроводы служили для передачи нефти, привозимой на судах, в резервуары. Добывалось горючее на побережье Каспийского моря. В Византии им отапливались общественные бани. Также нефть входила в состав знаменитого «греческого огня» - супероружия поздней античности.
На этом уровне развитие гибких рукавов оставалось до тех пор, пока примерно в 1500-м году Леонардо да Винчи не задался вопросом о том, как позволить людям дышать под водой.
Великий мыслитель Возрождения придумал усилить кожаную трубку вставными кольцами из бронзы. Такая конструкция делала трубу более жесткой при сохранении гибкости. Давление воды не могло сплющить кожаную трубку, и воздух свободно поступал к водолазу. К 1673-му году появились рукава, сшитые из плотной парусины, а в 1843-м году их догадались пропитать каучуком. Впервые в истории был применен процесс вулканизации, поэтому получившееся изделие можно считать первым шлангом в современном понимании этого слова.
Современная технология соединения для шлангов с помощью хомута появилась гораздо позже самих гибких труб. Изначально рукава скрепляли кожаными ремнями, пеньковыми веревками, мягкой проволокой. Этого было достаточно для соединения труб, например, для перекачки жидкостей самотеком без давления.
Все изменилось с началом промышленной революции и изобретением паровой машины, которую начали использовать как насос. На морских судах активно применяли ручные помпы, создающие давление, которому крепления из проволоки или ремней противостояли с трудом.
Потребовались соединения, которые могли надежно и плотно скреплять концы шланга так, чтобы они выдерживали внутреннее давление в несколько атмосфер. Этому требованию полностью отвечало специальное соединяющее устройство, представляющее собой плоскую полосу из тонкой стали с зажимом и шплинтом.
Следующим логическим шагом стало изобретение хомута для шланга современного типа. В 1918 году на выставке продукции берлинского фабриканта Франца Зауэрбира (Franz Sauerbier) было представлено соединение для садовых шлангов, которое уже мало чем отличалось от современных нам хомутов. Почти в то же время в Европе и США начался бум автомобилизации и связанное с ним активное развитие транспортной инженерии. Для двигателей потребовалось надежное соединение трубок, исключающее малейшее подтекание бензина. После целого ряда экспериментов в 1921 году в Англии был изобретен червячный хомут для шланга, которым мы пользуемся и сейчас.
Подробнее о появлении первого в мире шлангового зажима и легенде об его изобретении читайте в нашей статье: "История шлангового зажима".